Борщ украинский

Сложность рецепта:

Эх! Борщ! Самая украинская еда! За сало я молчу, так как сало это таки закуска и десерт. Несмотря на то, что борщ блюдо славянское, он неизменно ассоциируется с Украиной.

Вспомните:

Ильф и Петров «12 стульев» — «В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок»

Булгаков «Мастери Маргарита» — «И в это время позвонили, а Пелагея Антоновна внесла дымящуюся кастрюлю, при одном взгляде на которую, сразу можно было догадаться, что в ней, в гуще огненного борща, находится то, чего вкуснее нет в мире, — мозговая кость.»

Из Википедии: «По данным этимологических словарей славянских языков, слово борщ произошло от названия растения: первоначально борщём назывался борщевик, съедобные листья которого использовались в пищу (по-видимому, распространённое мнение о том, что «бърщь» является старославянским названием свёклы, следует отнести к народной этимологии: это значение не зафиксировано в словарях древних славянских наречий, однако на украинский язык свёкла переводится как буряк).

Да уж! На Западе борща нет. Они не варят такого. Помнится, в какой-то серии «Полицейской академии» показали американца, впервые пробующего борщ. Человек испытал реальный шок. В знаменитом романе братьев Стугацких,  сталкеры собирались в заведении под названием «Боржч». Ну типа «Борщ».

Борщ красный украинский. Рецепт приготовления

  • Выход: 6-8 Порции
  • Подготовка: 30 мин
  • Приготовление: 2 часа
  • Готовится за: 2 часа 30 мин

Чтобы сварить украинский борщ, надо три вещи: вдохновение, вдохновение и еще раз вдохновение. Все остальное можно купить на базаре или магазине

Ингредиенты

  • до 1 кг Свинина, говядина
  • 1 шт Морковка
  • 3-4 шт Картошка
  • 1 стакан Фасоль
  • 1 шт Корень петрушки с зеленью
  • 1шт Свекла (буряк), красная, большая
  • 1шт Красный сладкий перец
  • 2-3 зубчика Чеснок
  • 1 шт Лук репчатый
  • 0.5 кочана Капуста
  • по вкусу Соль, черный перец, зелень
  • 2-3 ст.л. Томатная паста

Борщ. Приготовление

  1. Купить надо мясо. Какой же борщ без мяса? Лучше всего мяса разного. Немного свинины, идеально ребер, немного говядины, тоже лучше ребер. Немного курицы — как не странно, лучше шею, голову, крылья. В селах хозяйки добавляют небольшой кусок старого желтого сала, всегда в кладовке стоит старый посылочный ящик с таким салом. И обязательно мозговую косточку, для навара.
  2. Если вы спросите 1000 любых, украинских домохозяек: как приготовить борщ, вы услышите 1000 разных вариантов рецептов. Причем все хорошие.
  3. Каждый рецепт уникален и доступен. В борщ не кладут ананасы, бананы, клубнику и прочие деликатесы. Только мясо и овощи, доступные.
  4. Борщ украинский

    Ингредиенты

  5. Кастрюля 5-6 л. Наливаем в кастрюлю холодную воду. По объему — чуть больше половины, но не более двух третей.
  6. Ставим на огонь. Доводим до кипения.
  7. В это время моем мясо. Режем на достаточно большие, грамм по 40-50 куски. Косточку — целиком. Ребра разделяем по одному и рубим на кусочки 5-6 см длиной. Куски курицы — бросаем целиком.
  8. Забрасываем мясо в кипящую воду. Обязательно снимаем пену.
  9. Потом бросаем 2-3 лавровых листка, корень петрушки целиком, немного солим и перчим. Можно добавить смесь специй для аромата, но не переборщите.
  10. Варим крепкий мясной бульон. Минимум час. Мясо должно стать мягким и отделяться от костей.
    Когда бульон готов — извлекаем из него корень петрушки, лавровый лист. Добавляем заранее замоченную в воде фасоль. Лучше с вечера.
    Ждем, пока закипит наш будущий борщ украинский, уменьшаем огонь и варим минут 15-20. Фасоль должна быть чуть сырая.
  11. В бульон добавляем порезанную на кусочки морковку, лук и перец. Величина кусочков — на ваше усмотрение. Добавляем раздавленные зубки чеснока.
    Борщ украинский

    Морковка, лук, перец

    Борщ украинский

    Добавляем чеснок

  12. Варим минут 10-15.
  13. Чистим свеклу (буряк). Многие хозяйки буряк пассеруют на сливочном масле или сале. Так делала моя бабушка. Но когда-то свекла настоящего цвета попадалась не всегда, обычно была перепыленная, и, соответственно, беловатого цвета. Сейчас свекла темно-темно-фиолетовая, и ею можно красить обои. Я свеклу бросаю сырую. Цвет она дает — ого-го!
  14. Свеклу можно потереть на крупную терку, а можно нарезать соломкой. Соломкой красивее. Добавляем свеклу в кипящий борщ. Хорошо размешиваем, любуемся цветом!

    Борщ украинский

    Буряк!!!

  15. Варим еще минут 10 и сразу же добавляем нарезанную крупными кубиками картошку. В принципе, картошку можно бросать целиком и раздавливать прямо в борще.

    Борщ украинский

    Картошку кубиками

  16. Когда картошка сварилась, обычно это 15 минут или чуть больше, добавляем томатную пасту. Тут строго по вкусу! На 6 л я бросаю 3 ст.л. с верхом. Потом пробую. Должна быть кислинка в борще. Едва уловимая.
  17. Томатная паста должна покипеть минут 5-10.

    Борщ украинский

    Томатная паста должна покипеть

  18. Добавляем тонко нарезанную белокочанную капусту! Сколько? Так чтобы борщ не был жидким. Капуста в борще — все равно, что алкоголь в водке. Незаменима!

    Борщ украинский

    Капуста просто необходима

  19. Многие хозяйки добавляют в борщ квашеную капусту. Ну, наверное. Я не добавляю.
  20. Я люблю, когда капуста чуть твердая. Варю ее не более 5 минут.
  21. Борщ украинский обязательно надо поперчить и посолить. По вкусу. И добавить мелко нарезанной зелени петрушки и укропа.

    Борщ украинский

    Добавляем зелень

  22. Сразу же выключить и дать постоять. Сколько? До следующего утра. Не шучу! Самый вкусный борщ — завтра! И обязательно со сметаной. Сметана не самая жирная. Идеально домашняя или 10-15%.
  23. Выдержать невозможно!
  24. Дальше все как в сказке! Тарелка огненного красного борща! Сметана!!!!! Разрезанная луковица! Чеснок! Свежий хлеб, или, вообще бомба — пампушки с чесноком! Зеленый лук и молодой чеснок — V.I.P. Стопка холоднючей домашней водки!!!!

    Борщ украинский

    Украинский борщ с пампушками

Получился настоящий украинский борщ. Приятного аппетита!!!

Отзывы о рецепте:

Антoн
2010-04-21 16:23:30
Спасибо за рецепт. Попробуем приготовить дома)
Лекa
2010-04-25 12:46:22
Вкусно рассказываете! Хороший рецепт, а я вместо сметаны майонез добавляю.
Влад
2011-11-26 15:59:02
В борщ майонез добавлять нельзя!
DJ
2011-11-26 16:01:42
Ни боже мой!
Сергей
2012-05-19 15:12:59
Борщ это круто. Помнится болгарские друзья попросили им приготовить борщ, после долгих поисков продуктов - были сложности, приготовили. Кастрюля в 10 литров улетела сразу, да еще <a href="http://www.djurenko.com/cooking/pampushki.html">пампушки с чесноком</a> :)
Татьяна
2012-05-19 13:21:06
С детства ненавидела борщ и щи. Приготовила сегодня мужу, по вашему рецепту. Ну что сказать... борюсь с искушением съесть тарелку-другую свежеприготовленного борща :) уж очень вкусный получился, наваристый. А запах! С ума можно сойти!
Сергей
2012-06-02 15:24:21
И рекомендую <a href="http://www.djurenko.com/cooking/zelenyj-borsch.html">зеленый борщ</a>. Сегодня делали... До сих пор под впечатлением
Вероника
2012-06-02 14:53:04
Спасибо за рецепт, пока приготовила по упрощенному рецепту, без сала, 3 сортов мяса и т д) Но все равно получилось безумно вкусно))) На очереди чили)))
Вероника
2012-06-03 13:17:17
Да зеленый борщ ждет своей очереди)
Сергей
2012-06-03 13:28:33
У мня традиционно в конце весны тяга к зеленому борщу
maria
2014-08-06 13:58:08
Потому что Вы и именно Вы настаиваете на "вкусе" борща, заправленного салом, пережаренным с луком. Настаиваете весьма настойчиво. Зачем? Ведь по делу Вы ничего не говорите. Все это уже обсудили. все все поняли(кто способен, конечно). Вы что, троллите, как сейчас модно говорить? Или попросту имеете целью засорять сайт?
Deniz
2012-11-12 18:22:01
Tak ya s krapivy i varui shavela obazatelno bez nego en to polucaetsa
Сергей
2012-11-12 16:59:43
Строго говоря в селе варили с крапивы или любой подходящей зелени типа шпината, но добавляли лимонной кислоты. Оно не щавель, конечно, но вполне...
Deniz
2012-11-12 15:28:16
i u mena. pravda sha ya vsegda mogu razdobyt zelen k nemu, eto ranshe nado bylo vesnu jdat :)
Екатерина Зыглина
2013-01-17 16:46:56
сегодня буду делать(:joy:)
Сергей Джуренко
2013-01-17 20:51:20
Удачи, мы вот на выходные наверное сварим, из-за новогодних праздников почти не варили супов и борщей
Слава Макаренко
2013-05-30 18:47:46
Какая кастрюля должна быть размером? Сколько литров воды нужно в нее налить?
Сергей Джуренко
2013-05-30 20:27:44
Зависит от густоты борща. Я варил 4.5 литра. Но я люблю очень густой борщ.
Слава Макаренко
2013-05-30 20:50:37
Спасибо за ответ!
Сергей Джуренко
2013-05-30 21:16:56
Да на здоровье. Понимаете, Слава, варка борща процесс творческий. Мне кажется лучше варить "ориентировочно" по объему, и по ходу процесса прикидывать сколько чего добавлять. В конце-концов, учитывая что капуста у меня добавляется в конце, ею можно густоту отрегулировать. Я конечно "провтыкал" не указав объем, но кастрюля у меня 4.5 л. Значит воды я изначально лью 3 л или чуть больше. Вот чего я никогда не делаю - не добавляю жидкости. Я борщ люблю густой, очень густой. Жена вкуснее варит чем я, но у меня больше времени есть. У нас готовит тот кто свободен :)
Жанна
2013-06-11 18:25:49
А пампушки с чесноком ? Дайте рецепт к борщу, пожалуйста!
Сергей Джуренко
2013-06-11 19:16:00
Поиск по сайту кстати работает :) http://www.djurenko.com/cooking/pampushki.html
Алла
2013-07-13 14:31:31
Говорят, что предвкушение праздника лучше, чем сам праздник. Говорят, бывают и исключения. Как этот борщ , к примеру. Пока варился и благоухал, мы с мужем тоннами перегоняли слюну. Но результат первзошел предвкушение. Спасибо , Сергей! Буду у вас в гостях регулярно(:smile:)
Сергей Джуренко
2013-07-13 15:14:46
Вот мне с утра чего-то хотелось, сам не знал чего .... Узнал
Юлия, Мукачево.
2013-07-13 22:46:04
Отличный сайт(для меня один из лучших), рецепты отличные. Спасибо Вам большое! P.S. Я лук обжариваю на подсолнечном масле или можно на сале и в конце добавляю.
Борщеманка
2013-07-22 06:08:39
Да, правда, борщ надо готовить с душой. Поедание борща у нас в семье как ритуал купца с чаепитием, пока на пару с супругом 5литровую кастрюлю не сьедим, от стола не отходим)
Борщеманка
2013-07-22 06:09:53
Да, правда, борщ надо готовить с душой. Поедание борща у нас в семье как ритуал купца с чаепитием, пока на пару с супругом 5литровую кастрюлю не сьедим, от стола не отходим)
Борщеманка
2013-07-22 06:11:54
Да, правда, борщ надо готовить с душой. Поедание борща у нас в семье как ритуал купца с чаепитием, пока на пару с супругом 5литровую кастрюлю не сьедим, от стола не отходим)
Борщеманка
2013-07-22 06:17:54
Да, правда, борщ надо готовить с душой. Поедание борща у нас в семье как ритуал купца с чаепитием, пока на пару с супругом 5литровую кастрюлю не сьедим, от стола не отходим)
Сергей Джуренко
2013-07-22 06:45:21
Уважаю! Всем брать пример! Как я говорю "Пусть лучше пузо лопнет, но от борща не отойду!"
ирина
2013-09-09 08:09:15
сейчас варю.Очень вкусно изложен рецепт аж слюни потекли.спасибо!
Маріна Сидун
2013-09-09 12:38:16
А як зробити щоб він був ЧЕРВОНЮЩИМ? Як зберегти колір буряку?
Маріна Сидун
2013-09-09 13:22:45
Вже готовий)))) Дякую за рецепт дуже, дуже, дуже смачно получилось)))))(:smile:)
Сергей Джуренко
2013-09-09 13:23:10
Тю.Він і так як вогонь! ,Може пробуйте підсмажити буряк, або використовуйте кислий.
Паша Клепей
2013-09-19 23:59:06
Щоб зберегти колір борща зразу після того як буде готовий його потрібно остудити. Наприклад помістити кастрюлю в велику миску з холодною водою
Вова Ференц
2013-09-22 13:08:02
а я 100грам водки добавляю
Вова Ференц
2013-09-22 13:10:48
харчової краски малий
Сергей Джуренко
2013-09-22 14:54:51
Вчера дома варили борщ - цвет как огонь :) Куда уж краснее, разве что краски добавить, как Вова советует (:smile:) Помню в детстве бабушка варила не с томатом, а с помидорами, и то красный-красный был.
liouda
2013-10-03 00:32:15
Потрібно буряк пережарити з цибулькою і одразу покропити,або полити ( раніше наші батьки давали оцет ) і я даю, а можна лимонний сік, 2 хвилинки ( ця процедура робиться в кінці варки, коли борщ готовий) і зразу виливати до борщу.СМАЧНОГО!!!!!!!
liouda
2013-10-03 00:33:31
Потрібно буряк пережарити з цибулькою і одразу покропити,або полити ( раніше наші батьки давали оцет ) і я даю, а можна лимонний сік, 2 хвилинки ( ця процедура робиться в кінці варки, коли борщ готовий) і зразу виливати до борщу.СМАЧНОГО!!!!!!!
Оксана Туржанская
2013-12-09 13:31:59
непонятно на сколько литров воды это количество овощей и мяса. и почему 2 раза бульон солим и перчим?? Как бы не переБОРЩить! и лавровый лист целый час нельзя варить, через 15 минут он уже выделяет ядовитые вещества. И чеснок от варки становится невкусным, его надо добавлять уже после того как выключили кастрюлю.
Сергей
2013-12-09 14:04:07
Воды - на усмотрение. Густота борща на индивидуальный вкус. я люблю очень густой. Два раза соль - первый написано "немного", чтобы овощи и мясо успели посолиться внутри, второй раз по вкусу окончательно. С одного раза не угадаете, кроме того свежая капуста по каким-то причинам соль вбирает как губка. Яд в лаврушке - повеселили. Походу маринованные продукты ест нельзя :) Чеснок добавляйте когда хотите. Его задача ароматизировать бульон а не придать борщу вкус чеснока. Для того и бросаю чеснок раздавленный а не измельченный, Он даже не расплывается в борще. Лучше пампушек испеките тогда уж
Time Ranger
2013-12-13 16:10:59
прекрасний відео-рецепт приготування борща!!! https://www.youtube.com/watch?v=71aoYT5R0OY
Евгений Ткаченко
2014-01-10 16:08:55
Борщь, не делают на мясном асорти.. Борщ без зажарки.. -ЭТО ПРОСТО ОВОЩНОЙ НАВАР..
Angel
2014-01-10 16:22:21
Евгений! Зато полезней)
Мария Ивановна
2014-01-10 16:26:46
По бедности и на мясе не делают. Зажарка - на любителя, не факт. кроме того единого рецепта борща нет и быть не может, спросите 100 человек - получите 100 рецептов
Любитель борща
2014-01-29 13:00:04
мясо - свинина (наилучший вариант), надо предварительно вымочить около двух часов, варим еговместе с квашеным буряком (свеклой), около 1.5 часов, фасоль варят в постном борще, а с мясом лучше не смешивать, лук и морковь обязательно пассировать вместе с томатной пастой, для загущения в зажарку можно добавить муку, капуста варится минут 5, чеснок только с пампушками или с горбушкой хлеба и салом, специипо вкусу.
marlen
2014-01-29 13:23:32
"Если вы спросите 1000 любых, украинских домохозяек: как приготовить борщ, вы услышите 1000 разных вариантов рецептов. Причем все хорошие" (:smile:)
Елена Кущак
2014-01-29 20:40:56
Сергей Джуренко: "Я свеклу бросаю сырую. Цвет она дает — ого-го!" Дело в том, что свёклу пассеруют с жиром (любым, не обязательно с маслом) и ОБЯЗАТЕЛЬНО с томатом для того, чтобы сберечь цвет именно самой свёклы. Если этого не делать, то она отдаёт борщу свою краску, а сама превращается в малоаппетитные сероватые брусочки. Пока я не начала свёклу пассеровать, мои дети всегда её из борща вылавливали. И ещё хочу предложить прекрасную альтернативу пампушкам, которые, понятное дело, требуют времени, а оно не всегда есть. Я делаю такую чесночную намазку на хлеб: Полкилограмма моркови натереть на мелкой тёрке, добавить чайную ложку сахара, перемешать и оставить на 5 минут. Сахар потом не чувствуется, а сейчас заставляет морковку пустить сок. Туда же натереть 5-6 крупных зубчиков чеснока (или выдавить) и всё соединить при помощи майонеза, чтобы получилась паста для намазывания на хлеб во время поедания борща. Делаю это блюдо быстро, когда борщ уже готов и настаивается. Если сделать раньше, то к моменту готовности борща, морковки уже нет, съедается просто так.
Сергей
2014-01-29 20:44:54
Я не пассерую. Это личное. За "замазку" спасибо (:smile:)
nifestos@mail.ru
2014-02-16 20:16:26
Много едал борщёв но наверное самый вкусный был тот что с чесночными паппушками. Это то что то. Я русский но люблю украинскую кухню. Причем с любыми причудами. Чем чуднее тем вкуснее.
swing_keel
2014-05-19 05:50:56
Совершенно дикий текст на "английском" ("машинный перевод"?). Пример: "Many housewives are added to the soup sauerkraut" означает... — да-да, именно это: "многих хозяек добавляют в эту суповую квашеную капусту". — О, боги!.. Яду мне, яду!
Роман
2014-04-22 22:30:53
Готовил по рецепту с расчетом на 3 литра. Получил пару недочетов: мясо малопросоленное, свекла немного сыровата, капусты вышло слишком много, да и в целом слишком густой. Но в любом случае получилось вкуснее, чем готовит моя девушка)
Олег Козак
2014-04-23 06:35:52
О! Так должно быть на мой вкус, Борщ густой, с твердоватой капустой и мясом с вкусом мяса, а не соли. Очень верно все. Я так с детства люблю.
Elenka
2014-05-07 12:22:04
Борщ готовлю без капусты, побольше свеклы. Заправку тушу без масла: немного бульона, лук, морковка, свекла, помидоры, иногда с томатной пастой, и еще добавляю перец чили целый (перед добавлением в бульон достаю). Всегда красно-фиолетовый.
*Andrew Fisherman*
2014-05-13 18:07:55
Борщ получился очень вкусный! Спасибо за рецепт! Вот фото http://gotovkadoma.ru/wp-content/uploads/2014/04/P1010607.jpg что у меня получилось!
Сергей Джуренко
2014-05-19 06:14:59
Гугл не рулит :) Его работа
мария
2014-05-19 20:48:40
Погодите с ядом; а лучше подучите(помимо английского, который Вы, очевидно, знаете в совершенстве) - немецкий. "sauerkraut" - это кислая капуста. В Германии не бывает квашеной капусты. Они таковую не делают. А есть - только кислая, чем sauierkraut и является. Сергей! Не обращайте внимания на подобных "искателей блошек" в чужих текстах. Вы делаете отличное дело - на любых языках. А люди, которые по-настоящему знают языки, никогда не заостряют внимание на подобных оборотах, переведенных машиной, а не человеком. Просто профессионально. Потому что чепуха все это! Так же, как настоящий инженер всегда "простит" дилетанту незнание, где плюс. а где - минус. Говорю с совершенным знанием дела как переводчик-синхронист с тридцатилетним стажем. Рот Фронт!
Сергей Джуренко
2014-05-19 20:53:58
Да все нормально. Все тексты пишутся на русском, а преводит гуглосервис "на лету" если кто-то просит Технический перевод больше призванный расширить аудиторию. Я в переводы даже не лезу :)
мария
2014-05-19 20:55:14
Для взыскующих яду знатоков "квашеной капусты" уточню(просто для сведения и изучения в свободное от "капусты" время), что, если "плюс" соединить с "плюсом" - получится короткое замыкание.
Iryna Sevastianova
2014-05-24 22:03:07
Спасибо за рецепт! правда варила без фасоли и чеснока :-) мне как раз и нравятся рецепты без зажарки и когда свеклу не пассеруют, (во-первых потому что так готовят в ресторанах на скорую руку, а во-вторых считаю, что такой борщ максимально приближен к древнему рецепту, когда не у каждой хозяйки и сковородка-то была) и томат пасты всего 1 ложку клала + пол стакана густого домашнего сока, как-раз и хорошо, что борщ густой, такой и хотела сварить, мяса брала разного (свинику, говядину и куриные крылышки), вот только варила, чуть дольше, чтоб свекла таки проварилась, благо мужа не смущает светлая свекла. Еще раз спасибо, постараюсь в след раз сварить со свеклой и пампушками сделать. Только вопрос, зелень бросать уже утром или когда только сварился борщ?
Leila
2014-06-19 20:15:44
Dear Serge,could you please post a пампушки с чесноком recipe please..Thank you. You are a gifted and talented cook; thank you for posting such a beautiful recipes!
Сергей
2014-06-19 20:29:40
http://www.djurenko.com/en/cooking/pampushki.html sorry for the Google translation (:smile:)
Віталій
2014-07-06 09:11:10
Гарно, особливо про істеріку. Дякую, навіть дружина розповіла про свій метод готувати, та побачивши мій погляд пішла, може щось і зварить.(:smile:)
Віталій
2014-07-07 19:24:20
Гарно, особливо про істеріку. Дякую, навіть дружина розповіла про свій метод готувати, та побачивши мій погляд пішла, може щось і зварить
Fat.hamster
2014-07-27 15:16:56
Очень странный рецепт, ни грамма не похож на то, как я варю.. Надо вот прямо сейчас и попробую ;-)
Тамара Хмара
2014-07-27 15:31:12
(:smile:) не советую - если у вас есть свой рецепт, то будете подсознательно сравнивать с позиции "мой все равно лучше". А чем странный? Нормальный рецепт, как и большинство вариантов борща. Ничего странного. Более того - рецепт не перегружен калориями и зажарками
maria
2014-07-29 07:04:50
Рецепт отличный: и "классический", и "правильный" - именно без т.н. зажарок. Если он "не похож на Ваш", это совсем не значит, что он -странный! М.б., как раз наоборот!
maria
2014-07-29 07:15:06
Сергей, одно уточнение/вопрос. Фасоль я варю отдельно. 15-20 минут недостаточно для того, чтобы она стала "чуть сырая". Он будет просто жесткая. Я ее добавляю в Ваш борщ в самом конце.
Сергей Джуренко
2014-07-29 07:49:44
Считайте врем варки фасоли: от момента ее вбрасывания в борщ с последующим добавлением овощей получается больше часа в итоге. Замоченная фасоль у меня для винегрета варится 25-30 минут, дальше оболочка трескается и начинается разваривание. Вообще-то наверное если привыкли готовую фасоль добавлять, то может и правильно делаете. Был какой-то год когда фасоль не уродила, мы не заморчивались и покупали консервированую и добавляли в конце. А сейчас, иногда в борщ не добавляем картофель, а двойную "дозу" фасоли (:smile:) И вообще борщ это импровизация. Я люблю борщ густой, огненный и с чуть сырой капустой. В Полтаве однажды у знакомых ел борщ в который капуста закладывается первой. и знаете - было неплохо. Непривычно но очень вкусно.
Порфирий Бздонский
2014-07-29 16:27:42
Не знаю, мне не очень понравилось. Куда вкуснее спассеровать овощи на сале или смальце. И потом добавить сальца толченого с чесночком и зеленью. И никакой томатной пасты. Только свежие помидоры если сезон, или же в собственном соку. maria, понятия "классический" и "правильный" неприменимы к борщу, ибо не существует в природе классического и правильного рецепта этого блюда
maria
2014-07-29 19:20:20
Я почти никогда не использую готовую(консервированную) фасоль. Фасоль я очень люблю и у меня ее всегда много - разных сортов. И самая крупная - Лима, самая мелкая - Черный глаз. Разваривается она всегда долго, даже и замоченная. Я ее отвариваю отдельно из боязни, что бульон выкипит, пока она станет мягкой. Я использую один "финт". Итальянский: они варят фасоль с участием чего-то кислого(кусочка помидора или ломтика лимона). Тогда кожица не лопается, и фасолинки остаются целостными. Я, между прочим, и мясо все вытаскиваю, когда бульон сварился. Процеживаю его и закладываю овощи в процеженный бульон. А мясо кладу сразу в тарелку. Насчет хрустящей капусты - полностью разделяю. Вот, например, в щах, которые должны долго томиться, капуста получается слишком разваренная. Поэтому я щи варю недолго после закипания капусты. Что противоречит "классике". Кстати, где обещанные щи, обманщик?!
maria
2014-07-29 19:22:00
1. Именно поэтому я эти слова замкнула в кавычки. 2. Поменяйте уж Ваш НИК! Он абсолютно провокационный и не сочетается с тематикой сайта.
Сергей Джуренко
2014-07-29 19:56:53
Я не обманщик (:smile:) Мои такого есть не будут, поэтому "при случае", потом
maria
2014-07-29 20:39:09
1. Прощаю! У Вас все остальное так хорошо, что можно и без щей! 2. А почему есть не будут? Неужели ни разу в жизни не ели русских щей, хотя бы и советских, "столовских"?! 3. Для Порфирия: томатную пасту добавлять нужно обязательно - именно для усиления цвета и вкуса. Даже самые спелые помидоры в борще никогда не дадут нужного "огненного" цвета. Например, итальянцы, помидоры которых - краснее не бывает - всегда добавляют к свежим помидорам в свой томатный соус к спагетти банку консервированных томатов или качественную томатную пасту; именно для этого же: усилить вкус и цвет! Томатные пасты сейчас доступны самые высококачественные.
Порфирий Бздонский
2014-07-30 11:25:26
Не вижу никакой провокации)))
Порфирий Бздонский
2014-07-30 11:30:55
Не думаю что в борще главное цвет. В России привыкли к бордовому, на Украине к оранжевому. Ну а про вкус, куда как вкуснее добавить конс. томатов в собственном соку вместо пасты, согласитесь
Ди
2014-07-30 12:12:39
Полностью согласна с вами, легкий борщик, без лишних калорий от пассеровок.
maria
2014-07-30 16:03:40
Конечно, не видите! Поэтому Вы тут один такой, с таким НИКом; остальные уважают себя, окружающих и создателя сайта..КУЛИНАРНОГО! Вот чтобы Вы, наконец, увидели, я Вам об этом и говорю.
maria
2014-07-30 16:08:24
Пасты и консервированные томаты(итальянские) - одинаковы по качеству. Я тоже предпочла бы добавить именно пасту: она по определению - более концентрированная; кроме того, именно с ней борщ будет более "гладким", без плавающих ошметков помидоров(даже и консервированных). Борщ, который предлагает Серге, как раз больше похож на "кубанский борщ(т.е. "российский"), который всегда требует наличие фасоли!
Сергей Джуренко
2014-07-30 16:55:58
Как у вас весело (:smile:) Я когда был маленьким, это начало-средина 70х, было "изобилие". Томатная паста продавалась "на развес" из огромных жестяных банок. И то это было изрядным дефицитом в селах. О консервированных помидорах (мякоти) тогда и не слышали. Но на огороде летом помидоры были. Впрочем на них периодически нападали вавки и болячки. Сейчас вспомню ....о! фитофтороз. Когда заканчивалась паста, а борщ варили регулярно, бабушка собирала перезревшие помидоры, тушила их, протирала через сито. Заправляла борщ. Честно скажу - мне не нравилось. Оно красное, красивое ... но нет "драйва". Томатная паста все же повкуснее, а может просто привычнее. Пользуясь случаем: я не пишу кулинарную книгу. Это задумывалось как блог. Мои рецепты - авторские (читайте: я так готовлю) или известные, большей частью попытка самовыражения и повод согласовать интересные рецепты под наши возможности. К примеру, соус песто - любой генуэзец и слушать не станет, сразу заявив, то соус песто может получится ТОЛЬКО с базиликом, выращенным в окрестностях Генуи. И переубедить невозможно. Так и с борщом - рецептов столько, сколько хозяек и каждая уверена, и готова драться за это, что борщ надо готовить ТОЛЬКО так как она. Я много поездил по миру, и везде интересовался местной кухней. У меня большая библиотека и большая переписка с людьми. Из всего я уяснил одно: Рецепт - ноты. Два музыканта сыграют по разному. Всегда. удачи Пойду охлаждаться, у нас адская жара. Сварили с утра каркадэ ... отличная штука
maria
2014-07-30 21:16:30
У нас - не менее адская. К тому же заболела. Такие планы были, Сергей, по поводу Вашего лечо и гювеча. Цукини хорошие из Суздаля привезла + картошку. Все - великолепное, потому что выросло на земле знаменитого Владимиро-Суздальского ополья(полосы уникального чернозема). А огурцы какие: Но Бог дал, и я успела сделать огурцы. Надеюсь на август: все-таки время есть, и баклажаны - впереди. Есть могу сейчас только "Вашу" молодую картошку по-селянски. Рецепт знаком с детства. До чего же здорово, что Вы о нем вспомнили. По поводу томатной пасты: в Москве она была абсолютным дефицитом. Как и везде. И продавалась именно в больших банках. Ужасно было: Используешь несколько ложек, а остальное куда девать?! Придумывали что бы такое приготовить куда можно пихать пасту! Как удобно сейчас: есть баночки ровно на две столовых ложки. Но опять не наша. Итальянская. Ну нет, нет и нет у нас никакого уважения к кулинарии, собственной, в первую очередь А ведь какая у нас кухня! Если "приложить руки"! И голову. А то некоторые так и трындят уныло про "зажарки с салом". Вкусно им, видите ли!
Порфирий Бздонский
2014-07-31 16:55:29
"Вкусно им" - не по-русски сказано. Уныло трындите Вы, мадам. + к этому, выставляете свою точку зрения как единственно верную. Мол, я д'Артаньян, а вы тут все ....
maria
2014-07-31 18:56:35
Порфирий, неужели Вы не чувствуете, что сайт, на который Вы пришли, сильно отличается от расплодившихся в интернете кулинарных перебрехов с участием разных тетенек с их "опытом" кормления "любимых"? Мне и писать-то это противно, а не только читать про "любимых" - ценителей "борщей". Вот эти кулинарные тетеньки обычно и предлагают абсолютную несуразицу, выдуманную ими самими не от большого ума, а другие - такие же - ими восхищаются. И очень уважают "вкусную и здоровую пищу", где нужно все обжарить, пережарить и зажарить. Сергей Джуренко выбрал совершенно правильный подход:: интеллектуальный. Это же видно по рецептам, настолько они выверены и попадают в "традиционную" точку, к которой мы все с детства привыкли. С современными и очень актуальными нюансами. Актуальными, потому что гастроэнтерологические и сосудистые заболевания выходят на первый план. Многие кухни мира отказались от неотъемлемых прежде компонентов в пользу более правильного и здорового питания. Это - просто часть облика человека, который комильфо. Проще говоря, неприлично много и жирно есть. Во Франции штрафуют рестораны, если они предлагают гусиную печенку Фуа-Гра. Долго ли мы в России(и Украине) будем "идти своим путем" и обжираться "салом, пережаренным с луком"?!
Порфирий Бздонский
2014-08-05 10:23:18
Не совсем понятно почему данный пост адресован мне
Порфирий Бздонский
2014-08-07 09:38:05
Я просто высказал свою точку зрения, но не так категорично как Вы, мадам.
Dmitriy Gladyshevskiy
2014-08-22 16:53:09
Офигеть! Вот уж не думал, что вокруг рецепта борща может разгореться такой, извините, срач! :)))) З.Ы. Сергей, спасибо за рецепт. Только что закончил. Не сдержался и плеснул-таки пол-тарелочки - бомба! ))) Уже представляю как вкусно будет завтра!
Сергей Джуренко
2014-08-22 19:13:57
Вам спасибо. Пока есть время, пеките пампушки http://www.djurenko.com/cooking/pampushki.html Это несложно и борщ превратится в БОРЩ (:smile:)
maria
2014-08-29 18:46:58
Сергей! Сварила сегодня Ваш борщ. Прекрасно! Цвет получился замечательный - огненный, Ваш! Но фасоль я все-таки сварила отдельно. Варила на этот раз не так долго, как обычно - чтобы не растрескалась. Положила ее в самом конце. Я раньше всегда добавляла лимонный сок, чтобы сохранить цвет свеклы, а теперь поняла, что это лишнее, потому что томатная паста своей кислотой как раз цвет и сохраняет. Добавила немного сахара, потому что свекла оказалась не слишком сладкой, да и помидоры с кислинкой у меня оказались. И как это правильно - резать именно кусочками. Не мелкими. Спасибо!
Сергей Джуренко
2014-08-29 19:08:28
Мы наверное "испорчены" качественными сх продуктами. Свекла (буряк) у нас черный как ночь, фасоль превосходно разваривается. Вчера варил борщ. Мясо - много косточек с остатками мяса (остаются от покупного), в основном говядина. Я по здоровью избегаю свинину, стараюсь во всяком случае. Фасоль купил на базаре, в сухих стручках - бабка поленилась очистить (:smile:) Вот как-то у меня никогда предварительно не "просчитывается" готовка, по наитию все ... С женой вчера борща наелись, с красным луком и чесноком, кошка шарахалась (:smile:)(:smile:)(:smile:) Я когда маленьким был, бабушка в селе иногда из-за дефицита времени борщ готовила просто - бросила все вместе и пошла на огород работать. И получалось супер. А сохранить цвет, может перед закладкой свеклы ее обжарить на сливочном масле.
maria
2014-08-30 10:24:29
Да не нужно обжаривать. Хорошо все очень получилось. Я уже это говорила и еще раз повторю: Ваш борщ самый "аутентичный" из всех, которые во множестве выкладываются в интернете. Думаю, что именно потому, что это - рецепт бабушки, которой некогда было заниматься всякими фокусами. Как и все другие рецепты наших бабушек, которые потому и правильные, что жизненные. Все лучшие блюда мировой кухни - это крестьянская еда. То есть еда тех самых бабушек, которые ставили в печку чугунок и шли работать в поле. Еще раз Вам спасибо за правильный подход к еде!
Stanislav Samosenko
2014-09-01 15:50:48
сегодня как раз собираюсь варить борщ. вставлю и свои пять копеек ) в целом рецепт от моего (конечно же у каждого он свой) отличается мало чем. также использую в основном ребра. иногда баранину. а если выйдет раздобыть домашнего петуха - сказка. вместо курицы индейку (ножку). пассеровка исключительно на сале! фасоль у меня идет консервированная. и еще один немаловажный ингредиент - томаты в собственном соку кусочками (итальянские). советую! можно конечно подобные помидоры и самому закрыть. но консервация не моя история )
maria
2014-09-02 05:55:22
Ув. товарищ Самосенко! Хотела промолчать, но не могу! Ибо Ваша "пассеровка исключительно на сале" вызвала практически нервный срыв. Ну как же "рецепт от моего отличается мало чем", когда именно всем и отличается. И прежде всего тем, что нет у этого(Джуренко) рецепта никакой пассеровки и никакого сала! Этим он и хорош! Говоришь, говоришь - уж полгода точно, все об одном и том же, но никакого проку!
Stanislav Samosenko
2014-09-02 14:18:16
Ув. maria. если Вам не нравится пассеровка. на чем бы там угодно. не используйте :) я вот никогда не копирую рецепты один в один. признаюсь. за основу часто держу старую книгу для учащихся кулинарных техникумов (Хазанова вспомнил))). а далее импровизация. и редко что повторяется. и все всегда получается )
maria
2014-09-02 16:55:09
Ув .тов .Самосенко! 1. Не настолько богата Ваша мысль, чтобы повторять ее троекратно! 2. То, что Вы хотите сказать, понятно в первого раза. 3. Дискуссия о "зажарке на сале для борща" уже широко разворачивалась и(слава Богу!) свернулась - по той причине, что большинство однозначно поддержало "беспассеровочную" идею Сергея Джуренко и осудило предложение об использовании сала в борще как не диетическое, нездоровое и неактуальное. Совет: прежде, чем высказываться, лучше почитать, что было в переписке до Вас. Чтобы элементарно не повторяться! Может быть, тогда и не захочется высказываться... со своими пятью копейками! С кулинарным приветом!
Stanislav Samosenko
2014-09-02 17:31:30
не цепляйтесь за баг сайта ) и давайте не будем переходить во вкусовщину. а тем более во флуд ) если Вам так важно чтобы последнее слово было за Вами. можете смело ударить сковородкой об стол ) а мне некогда. мне еще кролика тушить. там без сала. если что )))
maria
2014-09-02 17:35:36
Очень прошу не обижаться на мою резкость. Потому что она(резкость) оправдана. Я просто физически больше не могу читать многочисленные комментарии разных "кулинарок" в интернете о том, как "вкусно"??? и "ням-ням"??? "спассеровать лучок" на масле и положить в суп. Любой - где нужно и где не нужно. Не вкусно это! А неприятно, когда на поверхности плавает жир! Не говоря уже о речевой стилистике таких "кулинарок"! Пассеровку в супы и борщи можно допустить только в том случае, если это - вегетарианские супы и борщи на воде, чтобы несколько повысить их калорийность. Зачем добавлять пережаренное масло и сало в мясной(куриный)бульон? Если это и предлагалось в рецептах пятидесятых годов(возможно, в "Книге о здоровой и вкусной пище" - хотя я совсем не уверена в такой избыточной калорийности в этой книге), то ведь прошло уже более полувека, и нас теперь просто атакуют такие недуги, как повышенный холестерин и избыточный вес! Нужно же это понимать и вносить коррективы в бытовавшие когда-то рецепты!
Stupka Alexsandr
2014-09-15 00:05:09
борщ без горькой перчины может варить тока кацап. ну и если нет помидорной закладки купите помидоры в собственном соку не кидайте томатную пасту
ЗамАля
2014-09-21 12:41:32
сижу, ем бощ. настоянный, суточный. решила посмотреть, как его готовят другие, так и пришла сюда. готовим его так же. привет из Крыма. Крим - це Україна.
Сергей
2014-09-21 13:29:33
Порадовали (:smile:) Помнится лет, чтоб не соврать, 25 назад, в Саках во времена "трудотераии" в сельхозотряде ели крымский борщ из рыбной консервы, которая в томате. Прекрасный кстати был продукт, реально вкусно, совершенно неожиданно. Потом уже позже нашел вариант "борщ черноморский", похож по составу
Спасибо вам!


Я старался для вас, и каждый ваш отзыв дает мне чуточку вдохновения.